сайт воспитателя Карповой Натальи Михайловны

Отчёт по теме самообразования «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Тема по самообразованию:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Период работы над темой: январь 2014г.-май 2016г.

Актуальность

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Очень редко в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И всё чаще звучат пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение».

-Устное народное творчество   содержит в себе своеобразную программу нравственного воспитания.

-В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к нравственным ценностям.

-Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

-Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

-Дети, приобщаясь к лучшим образцам народным произведениям, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Начиная работу по теме, мною были определены цель, задачи:

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных качеств средствами фольклора.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей русского народа, его традициями;
  • Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными;

 

  • Воспитывать детей, знающих и любящих свою Родину.

1 этап

На первоначальном этапе мною была изучена и  обобщена  методическая литература по данной теме, за основу в своей работе  я взяла программу автора Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» Концепция и программа социально-коммуникативного и социального воспитания дошкольников».

Проведено анкетирование родителей, диагностическая работа с детьми в ходе которой я выявила, что у детей недостаточно сформированы показатели  осознания детьми духовно-нравственных норм, гуманного отношения к окружающему, умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, уровень развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей. Далее я составила перспективный план для дальнейшей работы в этом направлении.

2 этап

В своей работе я использовала следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами:

В работе с дошкольниками я использовала следующие формы русского фольклора,

  • потешки;             
  • приговорки;
  • заклички;
  • пословицы и поговорки;
  • считалки;
  • загадки;
  • русские народные сказки.

Потешки организовывают поведение детей, успокаивают, помогают установить контакт с ребёнком, помогают прививать детям положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п.

Загадки полезное упражнение для детского ума так как развивают наблюдательность, мышление.
Пословицы и поговорки воздействуют на чувства, обращённые к детям, открывают им правила поведения.

Использование считалок в подвижных, сожетно-ролевых играх помогает распределить роли, определить очерёдность, постепенно включить всех детей в игру. Это поднимает настроение у ребёнка, радость от общения со сверстниками.

Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества.

С помощью русских народных сказок можно помочь детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширить кругозор, познакомить с тем как жили в старину. Показать, как важно прийти на помощь в трудную минуту, научить отличать смелого от трусливого, трудолюбивого от ленивого.

Фольклорные жанры можно использовать

  • в период адаптации детей к дошкольному учреждению;
  • в режимных моментах;
  • во время прогулок;
  • образовательной деятельности:
  • в самостоятельной игровой деятельности;

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в группе детского сада создана соответствующая развивающую среду. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, перчаточный театр русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь». В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш? », «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку».

3 этап

На заключительном третьем этапе работы, подводя итоги, я провела диагностическую работу с детьми: Наблюдения показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, селу, Родине, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. Дети стараются действовать в интересах партнёра или группы сверстников. Подведя итоги по анкетированию родителей, я отметила, что родители проявляют интерес к использованию фольклорных форм в воспитании детей, считают, что детям нужно рассказывать об истоках русской культуры и приобщать к русскому фольклору.

Также на этом этапе я работала над методической разработкой, в которой отражена теоретическая основа моей темы.

Целевые ориентиры – показатели духовно-нравственного воспитания ребёнка

  • Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; старается разрешать конфликты
  • Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • Проявляет любознательность, самостоятельно придумывает объяснения поступкам людей; обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живёт, знаком с произведениями детской литературы.

Вывод

Подводя итоги своей работы, хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию посредством устного народного творчества.

Считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании нравственных качеств детей на начальном этапе их развития.

Оставить комментарий: