сайт воспитателя Карповой Натальи Михайловны

Отчёт по теме самообразования «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста»

Отчёт по теме самообразования

«Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста»

 

    В 2016-2018 учебном году  была изучена тема «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста».

   Цель работы: формирование словарного запаса детей дошкольного возраста посредством применения речевых логических задач.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-изучить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;

-рассмотреть речевые логические задачи, применяемые как средство формирования словаря у дошкольников;

-формировать и обогащать словарный запас детей через использование речевых логических задач.

Актуальность темы

 Формирование словаря детей является одной из важнейших задач речевого воспитания детей. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь не является врождённой особенностью человека, она формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Происходит накопление словаря. Количество слов в словаре ребёнка непрерывно увеличивается, одновременно с этим идёт качественное изменение словаря: включаются части речи, изменяется значение и смысл слова для ребёнка.

Из бесед с детьми дошкольной группы, наблюдений за их лексической стороной речи видно, что активный словарь детей не внушителен, не обогащён именами прилагательными и глаголами, существительными, обозначающими предметы окружающей действительности.

Рассматривая содержание речевых логических задач, стало понятно, что это небольшие рассказы-загадки, отражающие жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта, и используются как увлекательное и эффективное средство в речевом развитии детей, в организации их досуга. 

Это и послужило принципом выбора темы самообразования.

 

Этапы работы над темой «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста»

На первом этапе работы для изучения темы был составлен перспективный план работы на 2016-2018 г. по месяцам, подобрана и изучена методическая литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников;

Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду;

Иларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»;

Хмелюк М. «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета и на педагогических сайтах.

На втором этапе был подготовлен материал для консультаций с родителями и педагогами, составлена картотека речевых логических задач, подобран дидактический материал для оформления развивающей предметно-пространственной среды по формированию у детей активного словарного запаса, ознакомления с окружающей действительности. Также изученная литература помогла в разработке конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий с детьми, проведению районного семинара для педагогов. Полученные знания по данной теме, позволили поделиться опытом  со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, и на семинаре-практикуме на тему «Формирование словаря у дошкольников посредством речевых логических задач».

За время периода работы над темой для родителей были оформлены информационные стенды, буклеты, раскрывающие особенности формирования словаря у детей дошкольного возраста, проведена консультация на тему «Речевые игры по дороге домой».

У детей речевые логические задачи  вызывали интерес к миру вещей и явлений. С детьми была проведена непосредственно образовательная деятельность с использованием речевых логических задач «Как животные к зиме готовятся», «Птичья столовая», организован вечер загадок «В гостях у Угадайки», проведено речевое развлечение «Весна пришла», создан и оформлен коллективный альбом «Загадки-самоделки», организованы тематические прогулки «Луговые цветы», «Загадки волшебницы зимы».

Подведение итогов работы и обобщение опыта на третьем этапе по теме самообразования позволили написать методическую разработку на тему «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста».

Все запланированные мероприятия были проведены и показали хороший результат, указывающий на то, что использование речевых логических задач в формировании словаря  детей дошкольного возраста является эффективным средством.

Оставить комментарий: