Отчёт по теме самообразования «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Тема по самообразованию:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Период работы над темой: январь 2014г.-май 2016г.
Актуальность
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Очень редко в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И всё чаще звучат пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение».
-Устное народное творчество содержит в себе своеобразную программу нравственного воспитания.
-В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к нравственным ценностям.
-Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
-Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
-Дети, приобщаясь к лучшим образцам народным произведениям, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Начиная работу по теме, мною были определены цель, задачи:
Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных качеств средствами фольклора.
Задачи:
- Знакомить детей с историей русского народа, его традициями;
- Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными;
- Воспитывать детей, знающих и любящих свою Родину.
1 этап
На первоначальном этапе мною была изучена и обобщена методическая литература по данной теме, за основу в своей работе я взяла программу автора Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» Концепция и программа социально-коммуникативного и социального воспитания дошкольников».
Проведено анкетирование родителей, диагностическая работа с детьми в ходе которой я выявила, что у детей недостаточно сформированы показатели осознания детьми духовно-нравственных норм, гуманного отношения к окружающему, умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, уровень развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей. Далее я составила перспективный план для дальнейшей работы в этом направлении.
2 этап
В своей работе я использовала следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами:
- Консультации для родителей в форме круглых столов, родительских собраний 1 2 3 4 5
- Консультации для педагогов в форме круглого стола, деловой игры 1 2
- Непосредственно образовательная деятельность (конспекты)
- Проектная деятельность «Секрет загадки»
- Театрализованная деятельность
- Оформление информационных стендов
- Выставка рисунков «Моя любимая сказка» (совместная работа с родителями)
- Развлечение
- Дидактические игры 1 2
- Тематическая неделя «Здравствуй, солнышко»
- Создание картотеки малых фольклорных форм (заклички, потешки, считалки)
В работе с дошкольниками я использовала следующие формы русского фольклора,
- потешки;
- приговорки;
- заклички;
- пословицы и поговорки;
- считалки;
- загадки;
- русские народные сказки.
Потешки организовывают поведение детей, успокаивают, помогают установить контакт с ребёнком, помогают прививать детям положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п.
Загадки полезное упражнение для детского ума так как развивают наблюдательность, мышление.
Пословицы и поговорки воздействуют на чувства, обращённые к детям, открывают им правила поведения.
Использование считалок в подвижных, сожетно-ролевых играх помогает распределить роли, определить очерёдность, постепенно включить всех детей в игру. Это поднимает настроение у ребёнка, радость от общения со сверстниками.
Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества.
С помощью русских народных сказок можно помочь детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширить кругозор, познакомить с тем как жили в старину. Показать, как важно прийти на помощь в трудную минуту, научить отличать смелого от трусливого, трудолюбивого от ленивого.
Фольклорные жанры можно использовать
- в период адаптации детей к дошкольному учреждению;
- в режимных моментах;
- во время прогулок;
- образовательной деятельности:
- в самостоятельной игровой деятельности;
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в группе детского сада создана соответствующая развивающую среду. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и маски для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, перчаточный театр русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь». В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш? », «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку».
3 этап
На заключительном третьем этапе работы, подводя итоги, я провела диагностическую работу с детьми: Наблюдения показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, селу, Родине, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. Дети стараются действовать в интересах партнёра или группы сверстников. Подведя итоги по анкетированию родителей, я отметила, что родители проявляют интерес к использованию фольклорных форм в воспитании детей, считают, что детям нужно рассказывать об истоках русской культуры и приобщать к русскому фольклору.
Также на этом этапе я работала над методической разработкой, в которой отражена теоретическая основа моей темы.
Целевые ориентиры – показатели духовно-нравственного воспитания ребёнка
- Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; старается разрешать конфликты
- Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
- Проявляет любознательность, самостоятельно придумывает объяснения поступкам людей; обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живёт, знаком с произведениями детской литературы.
Вывод
Подводя итоги своей работы, хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию посредством устного народного творчества.
Считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Устное народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании нравственных качеств детей на начальном этапе их развития.