Отчёт по теме самообразования «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста»
Отчёт по теме самообразования
«Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста»
В 2016-2018 учебном году была изучена тема «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста».
Цель работы: формирование словарного запаса детей дошкольного возраста посредством применения речевых логических задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-изучить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;
-рассмотреть речевые логические задачи, применяемые как средство формирования словаря у дошкольников;
-формировать и обогащать словарный запас детей через использование речевых логических задач.
Актуальность темы
Формирование словаря детей является одной из важнейших задач речевого воспитания детей. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Речь не является врождённой особенностью человека, она формируется на протяжении всего дошкольного возраста. Происходит накопление словаря. Количество слов в словаре ребёнка непрерывно увеличивается, одновременно с этим идёт качественное изменение словаря: включаются части речи, изменяется значение и смысл слова для ребёнка.
Из бесед с детьми дошкольной группы, наблюдений за их лексической стороной речи видно, что активный словарь детей не внушителен, не обогащён именами прилагательными и глаголами, существительными, обозначающими предметы окружающей действительности.
Рассматривая содержание речевых логических задач, стало понятно, что это небольшие рассказы-загадки, отражающие жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта, и используются как увлекательное и эффективное средство в речевом развитии детей, в организации их досуга.
Это и послужило принципом выбора темы самообразования.
Этапы работы над темой «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста»
На первом этапе работы для изучения темы был составлен перспективный план работы на 2016-2018 г. по месяцам, подобрана и изучена методическая литература:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников;
Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду;
Иларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»;
Хмелюк М. «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.
Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета и на педагогических сайтах.
На втором этапе был подготовлен материал для консультаций с родителями и педагогами, составлена картотека речевых логических задач, подобран дидактический материал для оформления развивающей предметно-пространственной среды по формированию у детей активного словарного запаса, ознакомления с окружающей действительности. Также изученная литература помогла в разработке конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий с детьми, проведению районного семинара для педагогов. Полученные знания по данной теме, позволили поделиться опытом со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, и на семинаре-практикуме на тему «Формирование словаря у дошкольников посредством речевых логических задач».
За время периода работы над темой для родителей были оформлены информационные стенды, буклеты, раскрывающие особенности формирования словаря у детей дошкольного возраста, проведена консультация на тему «Речевые игры по дороге домой».
У детей речевые логические задачи вызывали интерес к миру вещей и явлений. С детьми была проведена непосредственно образовательная деятельность с использованием речевых логических задач «Как животные к зиме готовятся», «Птичья столовая», организован вечер загадок «В гостях у Угадайки», проведено речевое развлечение «Весна пришла», создан и оформлен коллективный альбом «Загадки-самоделки», организованы тематические прогулки «Луговые цветы», «Загадки волшебницы зимы».
Подведение итогов работы и обобщение опыта на третьем этапе по теме самообразования позволили написать методическую разработку на тему «Речевые логические задачи как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста».
Все запланированные мероприятия были проведены и показали хороший результат, указывающий на то, что использование речевых логических задач в формировании словаря детей дошкольного возраста является эффективным средством.